г. Брянск, ул. Советская, д.11 пн-чт 8:30-17:45, пт 8:30-16:30
Версия для слабовидящих

+7 (4832) 74-25-79

bryanskuo@yandex.ru
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ГИА-11. Родителям

Что нужно знать родителям о ЕГЭ – 2022?

Единый государственный экзамен выпускники школ сдают уже 17 лет, но до сих пор вокруг этой на сегодняшний день самой объективной формы проверки знаний обучающихся не утихают  споры и не прекращаются волнения.

Волнуются все, в той или иной степени причастные к ЕГЭ, но больше всех, конечно же, выпускники и их родители.

Волнения, тревоги и страхи – плохие советчики и помощники на экзаменах, поэтому при подготовке к ЕГЭ советуем не доверять слухам и мнению дилетантов, а ориентироваться на информацию авторитетных источников – сайты Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru)  и ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений –fipi.ru).

Мы рассмотрим основные вопросы подготовки и проведения ЕГЭ в 2022 году.

1.     Когда и каким будет ЕГЭ в 2022 году?

Совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора утверждено расписание единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2022 год.

Проведение ЕГЭ разделено на три периода: досрочный (с 21 марта по 15 апреля), основной (с 26 мая по 2 июля) и дополнительный (5-20 сентября).

Основной период ЕГЭ-2022 начнется 26 мая с экзаменов по географии, литературе и химии.  Проведение трех экзаменов разделено на два дня: ЕГЭ по русскому языку пройдет 30 и 31 мая, по информатике и ИКТ – 20 и 21 июня, устная часть ЕГЭ по иностранным языкам – 16 и 17 июня.

ЕГЭ по профильной и базовой математике также пройдет в разные дни (2 и 3 июня соответственно). 6 июня в основной период ЕГЭ пройдут экзамены по истории и физике, 9 июня – по обществознанию, 14 июня – по биологии и письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам. С 23 июня по 2 июля в расписании предусмотрены резервные дни для сдачи ЕГЭ по всем предметам.

В дополнительный период в сентябре ЕГЭ пройдет только по обязательным предметам (русскому языку и базовой математике) для тех выпускников, которые не получили аттестат.

2.     Кто будет сдавать ЕГЭ в 2022 году?

Аттестация пройдёт в стандартном формате, как до пандемии, то есть сдавать ЕГЭ будут все ученики 11-х классов, а не только те, которые намерены поступать в вузы.

3.     Сколько предметов нужно сдавать?

Если выпускнику 11 – го класса текущего года нужен только аттестат о среднем общем образовании и он не планирует пока поступать в вуз, то сдавать нужно только 2 предмета – русский язык и математику базового уровня.

Если же выпускник планирует продолжить свое образование в вузе, то ему необходимо сдать 2 обязательных предмета – русский язык и математику базового или профильного уровней и предметы по выбору, которые включены в перечень вступительных экзаменов вуза по каждой специальности отдельно. Для этого вначале необходимо точно узнать всю важную информацию на сайтах вузов, куда планирует поступать выпускник, в разделе «Приемная комиссия».

Ежегодно Рособрнадзоромустанавливается шкала минимальных баллов для получения аттестата и для поступления в вузы, при этом Минобрнауки устанавливает свой минимум для зачисления в подведомственные ему высшие учебные заведения.

4.     Как зарегистрироваться на ЕГЭ?

Для участия в ЕГЭ выпускникам текущего года необходимо подать заявление на участие в ЕГЭ до 1 февраля 2022 года и зарегистрировать их в своих образовательных организациях, то есть по месту учебы.

5.     Сколько предметов выбрать и как?

Количество предметов определяется простой формулой: обязательные предметы (русский язык, математика базового или профильного уровней) + предметы по выбору в соответствии с программой поступления в вуз и выбранной образовательной траекторией.

Специальности информационно – технологического профиля – информатика, физика;

Специальности естественно – научного профиля – физика, химия, биология;

Специальности социально – экономического профиля – обществознание, иностранный язык;

Специальности гуманитарного профиля – история, обществознание, литература, иностранный язык.

6.     В чем особенности ЕГЭ по математике: выбор базового или профильного уровня.

Математика базового уровня оценивается по 5 – ти балльной шкале, и результаты учитываются при получении аттестата о среднем общем образовании и при поступлении в вузы на гуманитарные специальности  и в медицинские вузы.

Математика профильного уровня оценивается по 100 – балльной шкале, и результаты учитываются при получении аттестата  о среднем общем образовании и при поступлении  в вузы на целый ряд специальностей информационно – технологического, естественно – научного, социально – экономического, педагогического  профилей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно внимательно изучить информацию о поступлении на сайтах вузов в разделе «Приемная комиссия» и обсудить все вопросы, связанные с поступлением ребенка на семейном совете.

Конечно же, лучше подстраховаться и выбрать больше предметов для сдачи ЕГЭ: отказаться можно будет всегда, а вот добавить еще один нужный для поступления предмет, внести какие – либо изменения после 01.02.2022г. уже будет нельзя!!!

7.     Что нового в материалах ЕГЭ  - 2022г.?

ФИПИ каждый год корректирует задания ЕГЭ и вносит изменения. Для нынешних выпускников, которые с первого класса учились по стандартам второго поколения, подготовлен целый ряд изменений, которые отражены в демоверсиях КИМов по каждому предмету.

Теперь в ЕГЭ меньше заданий, где достаточно только помнить информацию, и больше таких, где необходимо ее понимать и уметь применять полученные знания в описыаемых практических ситуациях.

В 2022 году КИМ (контрольно-измерительные материалы) по всем ЕГЭ изменятся. Станет другой структура, возникнут новые модели заданий, которые будут проверять предметные знания.

Разработчики КИМ хотят, чтобы сдающие:

  • показывали больше навыков анализа,
  • думали самостоятельно,
  • критически оценивали информацию,
  • учились аргументировать свою точку зрения,
  • умели давать развернутое объяснение,
  • решали практические задачи.

 Кроме того, по всем предметам изменится шкала перевода первичных баллов в тестовые.
Изменения в КИМ ЕГЭ на 2022 год:

Русский язык

1.     В части 1 заменили составное задание (1-3). Теперь оно проверяет умение выполнять стилистический анализ текста. Раньше составное задание проверяло умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста

2.     В задании 16 изменились формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала.

3.     В задании 19 расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа.

4.     Нормы оценивания сочинения объемом от 70 до 150 слов стали точнее.

5.     Изменился первичный балл: 59 вместо 58.

 Базовая математика

1.     Убрали задание 2: оно проверяло умение выполнять вычисления и преобразования. Вместо этого появилась задача с тем же требованием — 7 в новой нумерации.

2.     Добавлено задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами.

3.     Добавлено задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.

4.     Заданий стало больше: 21 вместо 20.

5.     Максимальный балл вырос и теперь составляет 21 балл.

 Профильная математика

1.     Убрали задания 1 и 2, проверяющие умение использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.

2.     Убрали задание 3, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

3.     Добавили задание 9, проверяющее умение выполнять действия с функциями.

4.     Добавили задание 10, проверяющее умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.

5.     В задания повышенного уровня 13, проверяющего умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, максимальный балл стал равен 3.

6.     В задании повышенного уровня 15, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, максимальный балл стал равен 2.

7.     Количество заданий уменьшилось: с 19 до 18.

8.     Максимальный балл за выполнение всей работы теперь равен 31.

 Обществознание

1.     Из части 1 исключены задания 1, 2 и 20 (по нумерации 2021).

2.     Задание 10 с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения превратилось в задание с развернутым ответом — задание 21.

3.     В части 2 убрали дубли — задания 22 и 26. Задания 25 (позиция 25.1) и 23 за 2021 год сохранены в составном задании к тексту.

4.     Максимальный балл за выполнение задания-задачи 22 (по нумерации 2022) вырос с 3 до 4 баллов.

5.     Нет альтернативного задания, требующего написания мини-сочинения (задание 29 в 2021).

6.     В части 2 есть задание с развернутым ответом по Конституции РФ и законодательству РФ (задание 23 в 2022).

7.     Задание на составление плана развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в 2021 году) стало частью составного задания, соединившего в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022).

8.     Уменьшился максимальный балл: 57 вместо 64.

9.     Уменьшилось общее время выполнения работы: 180 минут вместо 235 минут.

 Физика

1.     В части 1 появились две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трех разделов курса физики.

2.     Изменилась форма заданий на множественный выбор (линии 6, 12 и 17). Раньше предлагалось выбрать два верных ответа, а теперь надо выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений.

3.     В части 2 стало больше заданий с развернутым ответом.

4.     В части 2 пропали расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом.

5.     Добавлена одна расчетная задача повышенного уровня сложности с развернутым ответом.

6.     Изменились требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. Максимальный балл за эту задачу — 4 балла. Выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического решения задачи.

7.     Изменилась структура КИМ.

8.     Стало меньше заданий: теперь их 30.

9.     Вырос максимальный балл: теперь он равен 54.

 Информатика

1.     Задание 3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц (в 2021 это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена прошлых лет).

2.     Задание 17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.

3.     Задание 25 будет оцениваться, исходя из максимального балла за его выполнение (1 балл).

4.     Снизился максимальный первичный балл за выполнение работы: 29 вместо 30.

 История

1.     Исключили ряд дублей: задания на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021), задание-задача (23 по нумерации 2021).

2.     Исключили историческое сочинение (25 по нумерации 2021).

3.     Часть заданий, нацеленных на проверку определенных знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений — а также проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе:

4.     Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021) превратилось в задание с развернутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022).

5.     Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021), пропал материал по истории зарубежных стран. В 2022 задание будет проверять знание важных исторических событий, произошедших в России, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022).

6.     Задание на работу с исторической картой / схемой (15 по нумерации 2021) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, — историческую карту и текст (10 по нумерации 2022).

7.     Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021) преобразованы в задания с развернутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображенным памятником культуры.

8.     Вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021), посвященного Великой Отечественной войне, появилось задание с развернутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022).

9.     Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021) усовершенствовали: добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022).

10.                       Появилось новое задание — задание 17 — на установление причинно-следственных связей.

11.                       Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.

12.                       Сократили время выполнения экзаменационной работы: с 235 до 180 минут.

 Биология

1.     Пропала линия 1 — задание на дополнение схемы. Взамен появилось задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 в 2022).

2.     Сдвинулись задачи по генетике в части 1. Теперь это будет линия 4 (а была линия 6).

3.     Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8). При этом в рамках блока два задания всегда проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два — по теме «Организм как биологическая система».

4.     Изменилась линия 22 в части 2 (практико-ориентированные задания). Она проверяет знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента. Вырос вес этих заданий: 3 баллами вместо 2 баллов.

 Химия

1.     Стало меньше заданий: 34 вместо 35. Так произошло за счет объединения близких по теме элементов содержания или видам деятельности при выполнении.

2.     Элементы содержания «Химические свойства углеводородов» и «Химические свойства кислородсодержащих органических соединений» (задания 13 и 14 в 2021) ушли в задание 12. Количество элементов, из которых может состоять полный правильный ответ, теперь не ограничено.

3.     Пропало задание 6: умение характеризовать химические свойства простых веществ и оксидов проверяется заданиями 7 и 8.

4.     Изменился формат предъявления условий в задании 5, проверяющего умение классифицировать неорганические вещества.

5.     Задание 23, проверяющее умение определять среду водных растворов, сменило номер. Теперь оно идет под номером 21. Изменился и формат предъявления условий. Теперь тут надо не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения / увеличения кислотности среды (рН).

6.     Появилось новое задание, ориентированное на проверку умения проводить расчеты на основе данных таблицы, отражающих изменения концентрации веществ. Теперь оно идет под номером 23.

7.     Изменился вид расчетов в задании 28. Теперь надо определить значение «выхода продукта реакции» или «массовой доли примеси».

8.     Изменилась шкала оценивания некоторых заданий.

9.     Снизился максимальный балл за работу: 56 вместо 58.

 Литература

1.     В литературном материале появилась поэзия второй половины ХIХ — ХХ в., отечественная литература ХХI в. и зарубежная литература.

2.     В заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики теперь можно привлекать в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развернутым ответами.

3.     В заданиях 6 и 11 в ряде случаев можно выбрать пример для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы.

4.     В некоторых формулировках тем сочинений части 2 теперь можно обратиться к произведению отечественной или зарубежной литературы (решает сдающий).

5.     Стало меньше заданий базового уровня сложности, с кратким ответом. Их стало семь, а раньше было 12.

6.     Изменилась нумерация заданий.

7.     Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2).

8.     В части 2 добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств».

9.     Изменился номер задания 9. Теперь это задание 6.

10.                       Изменился номер задания 16. Теперь это задание 11.

11.                       Изменились требования к выполнению заданий 6 и 11: теперь надо подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом.

12.                       Критерии оценивания заданий 6 и 11 стали точнее.

13.                       Вырос минимальный объем сочинения. Теперь он составляет 200 слов.

14.                       Вырос максимальный балл за сочинение: 3 балла вместо 2, — по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».

15.                       Появились критерии оценивания грамотности.

16.                       Снизился максимальный первичный балл: 55 вместо 58.

 География

1.     Стало меньше заданий 31 вместо 34.

2.     Стало больше заданий с развернутым ответом.

3.     Появился мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.

4.     Изменился контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.

5.     Появился ряд заданий, похожих на задания ВПР для 11 класса.

6.     Появилось задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений.

7.     Появилось задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями.

8.     Появились задания 23–25 — мини-тест из трех заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними.

9.     Появилось задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.

 Иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский — «Письменная речь»

1.     Раздел «Письменная речь» состоит из двух заданий с развернутым ответом.

2.     В задании 39 надо написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке.

3.     Изменились критерии оценивания задания 39.

4.     В задании 40 нужно создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы и выразить свое мнение по теме проекта.

5.     Задание 40 является альтернативным заданием; экзаменуемый выбирает один из предложенных вариантов задания (40.1 или 40.2) и выполняет его.

6.     Изменились критерии оценивания задания 40.

7.     На 10 минут выросло время выполнения письменной части. Теперь оно составляет 190 минут.

 Иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский — «Говорение»

1.     В задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена: теперь их четыре, а было пять.

2.     Максимальное количество баллов за выполнение задания 2 — 4 балла.

3.     В задании 3 (условный диалог-интервью) нужно ответить на пять вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос оценивается от 0 до 1 балла.

4.     Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 — 5 баллов.

5.     В задании 4 надо оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении следует кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить свое мнение по теме проектной работы.

6.     Максимальное количество баллов за выполнение задания 4 — 10 баллов.

7.     На две минуты выросло время выполнения устной части. Теперь оно составляет 17 минут.

 

8.     Что нужно знать родителям о процедуре проведения ЕГЭ в пункте приема экзаменов?

 

1.     Во всех пунктах приема экзаменов г. Брянска царит спокойная, доброжелательная обстановка.

2.     Проход в ППЭ начинается с 9.00 в соответствии со списками распределения участников ЕГЭ по аудиториям.

3.     Выпускник должен иметь при себе паспорт и черную гелевую или капиллярную ручку, питьевую воду.

4.     На входе в ППЭ установлены металлоискатели. Детей никто не обыскивает, но работники ППЭ следят за соблюдением Порядка проведения ГИА.

5.     Участники ГИАрассаживаютсязарабочиеместавсоответствиисавтоматизированнымраспределением,изменениерабочегоместанедопускается.

6.     УчастникамГИА запрещено:

• общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;

• выходить из аудиториии, перемещатьсяпо ППЭ без сопровождения

организатора;

• иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику,

фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные

заметки и иные средства хранения и передачи информации;

·        Размещать какую – либо информацию, задания ЕГЭ в сети Интернет.

7.     СогласноКодексуобадминистративныхправонарушениях

(часть4статьи19.30): нарушение порядкапроведениягосударственнойитоговойаттестацииведеткпривлечениюфизическихлицк административнойответственности–штрафувразмереот3до5тысуб.,должностныхлиц–штрафувразмереот20до40тыс.руб.

1.     Согласнопункту88ПорядкаприустановлениифактовнарушенияПорядкаучастникомГИАпредседательГЭКпринимаетрешениеобаннулированиирезультатаГИА-11(ЕГЭ)посоответствующемуучебномупредмету.Нарушительпересдатьэкзаменсможеттолькочерезгод.

8.     В случае отказа от сдачи запрещенного средства участник экзамена в ППЭ не допускается.

9.     Если участник ЕГЭ опоздал на экзамен, он допускается, при этом время окончания экзамена не продлевается, о чем сообщается участнику экзамена. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников экзамена не проводится.

 

10.                       В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (письменная часть, раздел «Аудирование») допуск опоздавших участников в аудиторию после включения аудиозаписи не осуществляется (за исключением, если в аудитории нет других участников или если участники в аудитории завершили прослушивание аудиозаписи). Персональноеаудирование для опоздавших участников не проводится. 

 

11.                       До начала экзамена в аудитории организатор проводит для участников экзамена инструктаж, включающий информацию о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ.

 

12.                       При  участнике  экзамена  производится  печать  экзаменационных  материалов,  после печати участнику выдается индивидуальный комплект.

13.                       Если участник экзамена по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть аудиторию.

14.                       В этом случае он обращается к организатору, тот приглашает члена ГЭК, и они составляют акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник экзамена при желании может обратиться в ГЭК для получения повторного допуска к экзамену по данному предмету.

15.                       За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы сообщают участникам экзамена о времени завершения экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из черновиков и КИМ в экзаменационную работу.

 

В заключение хочется сказать, что ЕГЭ – это определяющий, но, к счастью, не многое решающий этап в жизни школьника: счастье нашей жизни зависит не от результатов ЕГЭ и места расположения вуза, а от более значимых ценностей – здоровья, благополучия и мирного неба над головой!!!